Столбики сигнальные железобетонные применяются в дорожном строительстве и являются элементом обустройства дорог. Сигнальные столбики служат для закрепления информационных табличек, светоотражающих элементов, обеспечивающих хорошую видимость вне зависимости от времени суток и предупреждающих знаков. Столбики используют для обозначения внешнего края обочин автомобильных дорог и устанавливаются, когда не требуется установка барьерных ограждений на обочинах дорог. Сигнальные столбики могут эксплуатироваться при температуре воздуха до минус 50 ºС.
Наименование | Длина L, мм | Ширина B, мм | Высота H, мм | Вес, тонн | Объем бетона, куб.м. | Бетон | Сталь, кг |
---|---|---|---|---|---|---|---|
СПО |
2680 | 180 | 150 | 0.11 | 0.043 | В30 | 10.22 |
СС-1 |
1900 | 150 | 80 | 0.06 | 0.023 | В30 | 10.22 |
С-1 |
1500 | 120 | 60 | 0.012 | 0.011 | В30 | 8.0 |
С тех пор как был придуман и успешно спроектирован первый автомобиль, прошло совсем немного времени, но прогресс не стоит на месте: компактные быстрые автомобили, которые способны развивать скорость до 200 км/ч за считанные секунды, строительство скоростных дорог, автобанов и т.д. Однако с первых дней особенно важным при движении на дороге является вопрос безопасности. Безопасность движения включает в себя целый свод правил дорожного движения, применение специальных знаков, дорожной разметки и табличек для предупреждения, оповещения и любого другого информирования участников дорожного движения.
Железобетонные дорожные сигнальные столбики — это высокопрочные железобетонные изделия, которые применяются на автодорогах различного назначения с целью обеспечения безопасности движения. Сигнальные столбики, конструкция которых подразумевает устройство специальных световозвращателей (светоотражателей), указывают участникам дорожного движения на наличие сложного, аварийного или опасного участка дороги (повороты, кривые продольного профиля, высокие и крутые насыпи и перекрестки). В ряде случаев также в верхней части столбиков с помощью креплений устанавливаются знаки и/или таблички.
Сигнальные столбики одинаково эффективны не только в дневное, но и в ночное время суток, а также при движении в условиях недостаточной видимости. С помощью специальных сигнальных столбиков обозначается край проезжей части. Столбики из железобетона используются также для размещения на них дорожных знаков, табличек и других средств оповещения, ориентирования или предупреждения участников дорожного движения, в том числе и пешеходов.
На практике сигнальные дорожные столбики изготавливают из различных материалов: дерева, полимерных материалов, асбестоцементных или пластмассовых труб. Материал изготовления зависит от типа столбиков:
По конструкции сигнальные столбики бывают:
Применение различных типов столбиков зависит от состояния и пропускной способности дорог, но в первую очередь — от места предполагаемого строительства дороги. В нашей стране, богатой на непостоянный климат, где холодные зимы сменяются теплым, иногда жарким, летом, с непостоянным уровнем влажности, наиболее целесообразным материалом является железобетон.
Армированный стальными каркасами бетон, который используется для изготовления столбиков типа C1, широко применяется в современном строительстве благодаря отличным физическим характеристикам: железобетон обладает стойкостью к различным механическим нагрузкам, не подвержен деформации и разрушению из-за смены климатических условий, воздействия влаги. Таким образом, конструкции, спроектированные из железобетона, обладают долговечностью и не теряют своих первоначальных характеристик в течение 60 — 70 и более лет. Применение железобетона крайне актуально в дорожном строительстве, так как в любой стране, особенно такой большой, как Россия, существуют участки дорог вдали от городов. Соответственно, чем дальше дорога от населенного пункта, тем тяжелее и дороже производить регулярный техосмотр или ремонт поврежденного участка. Железобетонный дорожный столбик с легкостью решает все эти вопросы.
Железобетонные дорожные сигнальные столбики представляют собой вытянутые стержни прямоугольного или треугольного сечения. В зависимости от предполагаемых условий эксплуатации возможны также варианты исполнения с поперечным круглым или полым кольцевым сечением. Корпус столбиков в обязательном порядке окрашивается в яркий белый цвет. На поверхность столбиков, обращенную в сторону приближающихся транспортных средств, наносят вертикальную разметку по ГОСТ Р 51256 в виде полосы черного цвета. На полосу с противоположных сторон крепят специальные световозвращатели типа КД 1 или КД 2 по ГОСТ Р 50971. Столбики, которые применяются на дорогах с разделительной полосой, могут иметь световозвращатель только с одной стороны, направленной навстречу движущимся транспортным средствам. Цвет световозвращателей выбирается таким образом, чтобы водитель справа по ходу движения видел световозвращатели красного цвета, а слева — белого или желтого цвета.
Железобетонные сигнальные столбики должны устанавливаться на обочинах дорог I – V категории, на расстоянии 0,35 м от бровки земляного полотна, в случаях, когда не требуется установка барьерных ограждений.
Помимо основной функции, заключающейся в информировании участников движения, железобетонные столбики обладают еще одной особенностью: их конструкция должна быть монолитной, но при этом они должны разрушаться после наезда на них автомобиля и не предназначаться для дальнейшего использования. Такое решение обусловлено тем, что в случае возникновения аварийной ситуации, приводящей к контакту автомобиля со столбиком, неразрушающаяся конструкция может повредить транспортное средство и нанести огромный вред здоровью человека или вовсе лишить его жизни.
Для того чтобы обеспечить условия, при которых конструкция столбиков будет разрушаться во время нежелательного контакта с транспортным средством, сечение столбиков проектируют ослабленным. В корпусе столбика на уровне поверхности земли при его изготовлении оставляют сквозное отверстие диаметром 20 мм или устраивают штробу глубиной 1 см со стороны, обращенной навстречу движению транспортного средства. Подобная конструкция полностью отвечает требованиям безопасности дорожного движения.
Масса железобетонного сигнального столбика с ослабленным сечением тем не менее позволяет ему надежно закрепиться в грунте и легко переносить ветровые, динамические и вырывающие нагрузки. Еще одним достоинством сигнального столбика является легкость и компактность при транспортировке. Установка сигнальных столбиков происходит в грунт при помощи заглубления или анкерных приспособлений. Глубина установки должна обеспечивать защиту столбика от вандализма, а также надежность и долговечность эксплуатации. Для подъема сигнального столбика в его конструкцию включены 2 монтажные петли.
Конструкции железобетонных дорожных сигнальных столбиков разрабатываются и изготавливаются согласно проектным решениям, указанным в ГОСТ Р 50970-2011 «Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения» и серии 3.503.1-89 «Ограждения на автомобильных дорогах».
Столбики изготавливаются из тяжелого бетона классом по прочности на сжатие не менее В30 по ГОСТ 10180-78. По морозостойкости, учитывая, что столбики предназначаются для эксплуатации в районах, где температура воздуха может опускаться до -50°С включительно, назначается высокая марка — F300. Дороги проектируются таким образом, чтобы излишки воды (после дождя, во время оттепели и т.п.) не задерживались на проезжей части, так как их наличие ухудшает сцепление колес с дорожным полотном, от чего значительно увеличивается возможность возникновения аварийных ситуаций. Процесс сушки дорожного полотна от влаги достигается простыми наклонами дороги от центра к краям, соответственно, водный поток устремляется к обочине. Высокий класс бетона по водонепроницаемости, W6, обусловлен тем, что столбики расположены у края обочин, где скапливается вода на пути к стоку. Повышенная выносливость к перепадам температур и появлению трещин устанавливается благодаря применению специальных бетонных присадок. Армирование стальным каркасом класса A-I, предварительно защищенным от коррозии, придает столбикам необходимый запас прочности.
Достаточно серьезный уровень ответственности, который ложится на дорожные столбики, предписывает устанавливать строгие требования к качеству изготовления изделий, их выпуску, хранению и транспортированию. Отклонения линейных размеров сигнальных столбиков по ширине не должны превышать ± 3 мм, по длине ± 20 мм. Верхняя часть корпуса столбика, имеющего прямоугольное или треугольное поперечное сечение с закругленными углами, должна иметь скос под углом 30°. Рабочую поверхность сигнального столбика следует покрывать только стойкими к воздействию внешних климатических факторов лакокрасочными материалами белого цвета, а наклонную или горизонтальную полосу вертикальной разметки — черного цвета.
Железобетонные сигнальные столбики хранят на складе или под навесом на открытом воздухе в контейнерах, штабелях или пакетах. Высота штабеля должна быть не более 2 м. Транспортировка должна исключать тряску изделий, они должны быть прочно закреплены. Монтаж столбиков следует производить бережно — любой, даже незначительный, скол может привести к недееспособности изделия.
Маркировка сигнального столбика состоит из условного буквенно-числового обозначения его наименования, где:
СС — столбик сигнальный,
СПО — столбик сигнальный для железных дорог;
цифра, стоящая после букв, обозначает типоразмер столбика.