Железобетонные плиты мощения или плиты тротуарные – это один из наиболее востребованных видов железобетонных изделий. Плиты используют для благоустройства тротуаров, пешеходных дорожек и пешеходных площадей, садово-парковых территорий, скверов, для устройства производственных территорий, посадочных площадок общественного транспорта, в качестве мощения путей для подъезда к зданиям и сооружениям, и во многих других случаях.
Железобетонные плиты для мощения тротуаров используют для благоустройства тротуаров, пешеходных дорожек и пешеходных площадей, садово-парковых территорий, скверов, для устройства производственных территорий, посадочных площадок общественного транспорта, в качестве мощения путей для подъезда к зданиям и сооружениям, и во многих других случаях.
Тротуарные плиты мощения изготавливаются в соответствии с требованиями ГОСТ 17608-91 «Плиты бетонные тротуарные. Общие технические условия».
Стандарт предусматривает изготовление бетонных плит методом вибропрессования и вибролитья из мелкозернистого песчаного или тяжелого бетона марок по классу сжатия В22,5, В25, В30, В35. Применение той или иной марки бетона зависит от назначения плит: плиты из мелкозернистого бетона классов В 22,5 и В 25 предназначены для устройства покрытий садово-парковых и пешеходных дорожек, тротуаров во внутриквартальных проездах, а плиты из тяжелого бетона классов В 30 и В 35 - для покрытий тротуаров на магистралях. Марка бетона по морозостойкости зависит от расчетной температуры воздуха холодной пятидневки района строительства: при значении температуры от - 5°С и выше – F100, при значении от -15°С до -5°С – F150, в пределах от -15°С до -45°С включительно – F200, при значении ниже -45°С – F300. Способность бетона выдерживать значительные отрицательные температуры позволяет использовать плиты в районах с переменчивым и агрессивным климатом.
Бетонные смеси для производства плит приготавливают по ГОСТ 7473 с применением воздухововлекающих добавок. В качестве мелкого заполнителя для бетонных плит применяют природные, обогащенные и фракционированные, а также дробленые обогащенные пески по ГОСТ 8736, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 26633. Для мелкозернистого бетона применяют пески с модулем крупности не менее 2,2, а для тяжелого бетона — не менее 2,0. В качестве крупного заполнителя применяют щебень из естественного камня, гравия и доменного шлака по ГОСТ 8267, ГОСТ 3344, удовлетворяющий требованиям ГОСТ 26633.
В большинстве случаев тротуарные плиты не армируются, однако если размеры сторон плит превышают 750 мм, то при их изготовлении проводится конструктивное армирование проволокой класса Вр-1, согласно по ГОСТ 6727. Монтажные петли следует изготовлять диаметром 6 мм из горячекатаной гладкой арматурной стали класса A-I марок ВСт3сп2 и ВСт3пс2 по ГОСТ 5781. При расчетной зимней температуре ниже минус 40°С для монтажных петель запрещается применение стали марки ВСт3пс3 по ГОСТ 5781. Сварные арматурные изделия должны соответствовать ГОСТ 10922.
Плиты при монтаже укладываются на выровненные щебеночные, бетонные, стабилизированные и песчаные основания с дифференциацией толщин плит, в зависимости от физико-механических показателей основания и условий эксплуатации тротуаров, указанных в проекте строительства. В качестве выравнивающих слоев под тротуарные бетонные плиты целесообразно использовать сухие или увлажненные песчано-цементные смеси. После укладки плит, имеющих монтажные петли, лунки должны быть заделаны цементным раствором.
Маркировка бетонных тротуарных плит мощения состоит из буквенно-цифровых групп, разделенных точками.
Первая цифра обозначает типоразмер плиты, затем следует буква, обозначающая тип плиты, где:
Цифра после буквы обозначает порядковый номер плиты, последняя цифра – толщину плиты в см, зависящую от типа основания.
Требования к качеству тротуарных плит допускают поверхностные и технологические трещины шириной не более 0,1 мм и длиной не более 50 мм. Грани квадратных и прямоугольных плит должны быть взаимно перпендикулярны. Допускается изготовление плит с технологическим уклоном боковых граней, не превышающим 5 мм размера в плане на каждую сторону. Отклонения геометрических параметров допускаются в пределах 5 мм.
Железобетонные тротуарные плиты для мощения откосов предназначены для пролетных строений мостов и путепроводов с шириной балластного корыта 4180 мм на железных дорогах нормальной колеи 1520 мм с ездой на балласте под расчетную нагрузку класса С14, располагаемых на прямых участках пути и кривых радиусом 300 м и более, в районах с расчетной сейсмичностью до 9 баллов включительно, для эксплуатации в умеренных, суровых и особо суровых климатических условиях. Также, они успешно применяются в качестве плит для укрепления откосов земляного полотна при строительстве дорог.
Железобетонные элементы пролетных строений должны соответствовать требованиям ГОСТ 13015.0-83 «Конструкции и изделия бетонные и железобетонные сборные» и серии 3.501.1-175.93 «Пролетные строения сборные железобетонные для железнодорожных мостов» вып.14 «Блоки тротуарные и перекрытия продольного шва. Технические условия. Рабочие чертежи».
В автодорожном строительстве при производстве работ по укреплению откосов тротуарными железобетонными плитами необходимо соблюдать требования по охране труда, приведенные в соответствующих разделах «Правил техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог» и СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве».
Плиты откосов изготавливаются из тяжелого конструкционного бетона В25 в соответствии с ГОСТ 26633-91. По классу морозостойкости марка бетона зависит от расчетной температуры наиболее холодного месяца района строительства: при умеренном климате с температурой воздуха от 0°С до -10°С марка бетона - F200, в пределах от -10°С до -20°С – F300, при температуре ниже -20°С – F300. По классу водонепроницаемости марка бетона - W4. Для получения бетона требуемой морозостойкости, как правило, применяют воздухововлекающие или газообразующие добавки в сочетании с пластифицирующими добавками. В качестве крупного заполнителя для бетона применяется фракционированный щебень (согласно ГОСТ 26633-91). Армируются плиты сетками из нержавеющей стали класса AI – AIII.
Требования к качеству плит откосов допускают поверхностные и технологические усадочные трещины шириной не более 0,1 мм и длиной не более 50 мм на нелицевых поверхностях. Грани плит должны быть взаимно перпендикулярны, допускаются отклонения не более 1 мм. Отклонения от проектных размеров плит не должны превышать значений: по длине и ширине – 10 мм; по толщине – при величине до 120 мм. – 5 мм., при величине от 120 мм. – 5 и 10 мм. На бетонных поверхностях плит допускаются раковины диаметром 15 мм., местные наплывы и впадины высотой или глубиной - не более 5 мм. Околы бетона должны быть не более 10 мм. в глубине, суммарная длина околов на 1 м. ребра – не более 100 мм.
Маркируются тротуарные плиты мощения откосов буквой П – плита и числом от 1 до 16, указывающим типоразмер плиты. Индекс М добавляется для обозначения плиты, предназначенной для эксплуатации в суровых и особо суровых климатических условиях.
Сваевдавливающие машины от компании «СК «ЭНКИ» выполняют вдавливание свай и являются технологическими лидерами при производстве свайных работ и устройству свайных полей любой степени сложности.