Своды железобетонные применяются при создании железобетонных оболочек, складок и других тонкостенных пространственных конструкций покрытий и перекрытий зданий и сооружений промышленного, гражданского и сельскохозяйственного строительства. Мостовое строительство использует своды железобетонные для возведения сооружений при эксплуатации в климатических условиях России, в среде с неагрессивной степенью воздействия и при статическом действии нагрузки.
Своды железобетонные применяются в качестве покрытий и перекрытий одноэтажных и многоэтажных промышленных зданий и мостов. Основное преимущество использования сводов заключается в том, что они позволяют перекрывать большие площади без промежуточных колонн при минимальном расходе материалов.
C помощью железобетонных арок и сводов перекрывают пролеты от 20 - 30 м и более. Наибольшие пролеты, которые могут быть в современных условиях перекрыты железобетонными арками, достигают 250 – 300 м.
Последовательное улучшение конструктивных решений и методов монтажа сводов и оболочек из железобетонных элементов во многом способствует более широкому их применению в промышленном строительстве.
В настоящее время в строительстве применяются железобетонные своды и оболочки следующих типов: длинные цилиндрические оболочки; короткие цилиндрические оболочки размером служащие для перекрытия пролетов зданий; оболочки двоякой положительной кривизны; оболочки двоякой отрицательной кривизны; купола.
По статической схеме железобетонные своды можно разделить на:
Своды могут быть бесшарнирными, двухшарнирными и трехшарнирными:
Очертание оси арок принимают близким к кривой давления от расчетной нагрузки. Стрела подъема арок, в зависимости от мест¬ных условий, изменяется в довольно широких пределах: от 1/2…1/3 до 1/10…1/15 пролета.
Монтаж оболочки начинают с установки на колонны бортовых элементов, которые крепят сваркой к колоннам. До установки плит на бортовые элементы (при пролете в 24 м) их в четвертях опирают на временные опоры с домкратами. Монтаж панелей начинают с торцевой панели. При этом затяжку торцовой плиты приваривают к оголовку колонны, а плиту - к бортовому элементу. Затем устанавливают и приваривают четыре рядовые плиты, а потом торцевую плиту с затяжкой. Монтаж выполняют гусеничным краном грузоподъемностью 10 т на требуемом вылете стрелы. Стропят панели за четыре петли траверсой. После сварки стыков, замоноличивания всех швов и выдержки бетона бортовые элементы раскружаливают. Нагрузку с временных опор снимают и опоры удаляют, после чего оболочка работает совместно с бортовыми элементами и затяжками.
Конструкции железобетонных сводов применяют для перекрытий спортивных залов, выставочных павильонов, рынков и т. д. Купола, состоящие из однотипных панелей с горизонтальными стыками ярусов, монтируют обычно навесным способом. Монтаж производят последовательной установкой панелей одного яруса. Собранный ярус обладает достаточной устойчивостью для сборки на нем панелей следующего яруса. Установку панелей выполняют башенным краном или гусеничным в башенно-стреловом исполнении.
Вдавливание - это процесс погружения железобетонных свай заводского производства при устройстве свайных полей фундаментов зданий. Вдавливание свай применяется на нулевом этапе строительства и других земляных работ.