Плиты дорожные железобетонные предназначены для покрытий городских дорог. Плиты изготавливаются из тяжелого бетона длинной 3 м с ненапрягаемой арматурой и длинной 6 м с предварительно напряженной арматурой и предназначены для устройства постоянных и временных городских дорог под автомобильную нагрузку Н-30 и Н-10.
Ни одно современное дорожное строительство не может обойтись без качественных жби изделий, в том числе и плит дорожных.
При строительстве дорог в городе из плит шестиугольной формы используют доборный элемент ППШ в виде половины плиты ПШ. Они применяются на поворотах дорожного полотна и обеспечивают высокую монолитность дорожного покрытия. Железобетонная плита имеет форму правильной трапеции с отверстием в центре элемента. Выполненное из дорожных плит полотно выдерживает вертикальную унифицированную нагрузку до 30 тонн.
Номенклатура дорожных плит марки ППШ включает в себя сборные железобетонные предварительно напряженные плиты и плиты с ненапрягаемой арматурой, изготавливаемые из тяжелого бетона и предназначенные для устройства сборочных покрытий постоянных городских дорог под автомобильную нагрузку Н-30 и Н-10. Шестиугольные дорожные плиты ППШ могут также использоваться как материал для сооружения временных площадок и подъездных путей.
Дорожные плиты ППШ применяют для дорог в районах с расчетной температурой наружного воздуха (средней наиболее холодной пятидневки района строительства по СНиП 2.01.01) до -40°C включительно. При применении плит в климатическом подрайоне IVA (подрайон с континентальным сухим климатом) должны учитываться дополнительные требования СНиП 2.03.01 к конструкциям, предназначенным для эксплуатации в этом районе. Допускается применение плит ППШ для дорог в районах с расчетной температурой наружного воздуха ниже минус 40 °C при соблюдении требований, предъявляемых СНиП 2.03.01 к конструкциям, предназначенным для эксплуатации в этих условиях.
Дорожные плиты ППШ представляют собой условно рассеченные поперек пополам плиты. Половина плиты визуально напоминает конфигурацию правильной трапеции, полученной в результате рассечения шестигранной фигуры. Рабочая поверхность плит (верхняя поверхность дорожного покрытия) должна иметь рифление, а плит, изготовляемых этой поверхностью «вверх» - должна быть шероховатой. Допускается по согласованию с потребителем изготовление плит ППШ с пазами для беспетлевого монтажа или с отверстиями для цангового захвата вместо монтажных петель и устройства ниш для них. При этом в предварительно напряженных плитах для постоянных дорог взамен монтажных петель необходима установка скоб. Плиты для временных дорог изготовляют без монтажных скоб. В этих плитах ниши для монтажных скоб допускается не устраивать. Число отверстий для цанговых захватов и их расположение определяют исходя из технологии изготовления плит и их монтажа.
Дорожные плиты ППШ, в основном, предназначаются в качестве доборного элемента для обустройства покрытий автотрасс.
Технические условия для изготовления дорожных плит ППШ разработаны ГОСТ 21924.0-84 «Плиты железобетонные для покрытий городских дорог», ГОСТ 21924.1-84 «Плиты железобетонные предварительно-напряженные для покрытий городских дорог. Конструкция и размеры» и ГОСТ 21924.2-84 «Плиты железобетонные с ненапрягаемой арматурой для покрытий городских дорог».
Плиты ППШ следует изготавливать из тяжелого бетона марок М400 - М800 средней плотности более 2200 до 2500 кг/м3 включительно. Железобетонные плиты, как с предварительно напряженной, так и с ненапрягаемой арматурой изготавливаются из бетона классами по прочности на сжатие В30 (для постоянных дорог) и В22,5 (для временных дорог). Бетон должен удовлетворять требованиям ГОСТ 26633.
Для приготовления бетона плит ППШ следует применять портландцемент по ГОСТ 10178 с дополнительными требованиями для бетона дорожных покрытий. Допускается применение портландцемента по ТУ 21-20-51-83. Заполнители - по ГОСТ 26633 (крупность зерен крупного заполнителя не более 20 мм).
Марки бетона по морозостойкости и водонепроницаемости для плит, предназначенных для постоянных дорог в районах со среднемесячной расчетной температурой наиболее холодного месяца (согласно СНиП 2.01.01): до -5°C - F 100 и W 2; ниже -5°C до -15°C - F 150 и W 4; ниже -15°C - F 200 и W 4. Марки бетона по морозостойкости и водонепроницаемости для плит, предназначенных для временных дорог в районах со среднемесячной расчетной температурой наиболее холодного месяца: до -5°C - F 75 и W 2; ниже -5°C до -15°C - F 100 и W 2; ниже -15°C - F 150 и W 2.
В качестве напрягаемой арматуры предварительно напряженных плит ППШ следует применять стержневую термомеханически упрочненную арматурную сталь классов Ат-V, Ат-IV и Ат-IVC и горячекатаную классов А-V и Ат-IV. Несвариваемая арматурная сталь классов Ат-V и Ат-IV должна применяться в виде целых стержней мерной длины без сварных стыков. В качестве ненапрягаемой арматуры должна применяться арматурная проволока класса Вр-1 и стержневая арматурная сталь классов Ат-IIIC, А-III и А-I.
Для наиболее точного погружения свай в дорожном строительстве, используется вдавливание свай сваевдавливающей установкой. При таком способе легко достигать точной проектной глубины погружения.