Лотки железобетонные применяются в дорожном, жилом и инженерном строительстве для прокладки трубопроводов различного назначения, газопроводов, теплотрасс, электрокабелей. Железобетонные лотки предохраняют инженерные сети от преждевременного разрушения.
Изделия могут быть нескольких марок и разных размеров, изготовленных по разным технологическим процессам. В зависимости от тех условий, в которых лоток железобетонный будет эксплуатироваться, будет зависеть технология изготовления и способ монтажа. Лотки железобетонные бывают водоотводными, коллекторными, кабельными, дорожными, лотки для теплотрасс и быстротока.
Серия 3.407.1-157 «Унифицированные железобетонные элементы подстанций 35-500 кВ» содержит рабочие чертежи сборных железобетонных изделий - кабельных лотков Л, применяемых для устройства каналов при сооружении электрических подстанций напряжением 35-500 кВ.
Серия 3.407.1-157 «Унифицированные железобетонные элементы подстанций 35-500 кВ» состоит из выпуска 1 «Указания по применению и рабочие чертежи изделий».
Сборные железобетонные лотки предназначены для применения в I, II, III и IV климатических районах с минимальной расчетной температурой наружного воздуха по самой холодной пятидневке до -40°С включительно с указанием мероприятий по применению их в районах с температурой ниже -40°С.
Кабельные лотки Л изготавливаются из тяжелого бетона классом по прочности на сжатие В15. Марка бетона по морозостойкости должна быть не менее F100. Для изделий, подвергающихся в грунте воздействию агрессивной среды, марка бетона по водонепроницаемости должна быть не менее W6. Наибольший размер зерен заполнителя не должен превышать 40 мм.
В качестве арматуры применяются: стержневая горячекатаная гладкая сталь класса А-I по ГОСТ 5781-82; стержневая горячекатаная арматура периодического профиля класса А-III и А-V по ГОСТ 5781-82; стержневая термически упрочненная арматура периодического профиля класса Ат-VI по ГОСТ 10884-81; обыкновенная арматурная гладкая проволока класса В-I по ГОСТ 6727-80. Монтажные петли должны изготавливаться из горячекатаной гладкой арматурной стали класа А-I, марок Вст3сп2 и Вст3пс2. В случае, если возможен монтаж изделий при расчетной зимней температуре ниже -40°С, для монтажных петель не допускается применять сталь марки Вст3пс2.
Для закладных деталей лотков до расчетной зимней температуры -40°С включительно применяется углеродистая сталь марки Вст3пс6 по ГОСТ 380-71, от -41°С до -50°С - марки 09Г2-6 по ГОСТ 19281-73 и ГОСТ 19282-73.
Для наиболее точного погружения свай в дорожном строительстве, используется вдавливание свай сваевдавливающей установкой. При таком способе легко достигать точной проектной глубины погружения.