Лотки железобетонные применяются в дорожном, жилом и инженерном строительстве для прокладки трубопроводов различного назначения, газопроводов, теплотрасс, электрокабелей. Железобетонные лотки предохраняют инженерные сети от преждевременного разрушения.
Изделия могут быть нескольких марок и разных размеров, изготовленных по разным технологическим процессам. В зависимости от тех условий, в которых лоток железобетонный будет эксплуатироваться, будет зависеть технология изготовления и способ монтажа. Лотки железобетонные бывают водоотводными, коллекторными, кабельными, дорожными, лотки для теплотрасс и быстротока.
В альбоме СК 3301-86 представлены материалы для проектирования непроходных и проходных каналов из лотковых элементов для теплопроводов номинальным диаметром (Ду) 50 - 1400 мм.
Сборные непроходные (НКЛ – непроходной канал из лотковых элементов) и проходные каналы (МКЛ – магистральный канал из лотковых элементов) конструктивно состоят из лоткового перекрытия и днища.
Проходные каналы МКЛ-8 – МКЛ-14 разработаны в 2х вариантах: с обычными лотковыми перекрытиям и ребристыми лотковыми перекрытиями. Конструкции каналов с ребристыми перекрытиями имеют большую длину и лучшие технико-экономические показатели. По мере наращивания объемов производства они должны полностью заменить конструкции каналов с обычными лотковыми перекрытиями, освоенными ранее.
Для каналов типа НКЛ-0 – НКЛ-6 изготавливаются 2 марки изделий для каждого типа канала: лоткового перекрытия и лоткового днища. На устройство каналов типа МКЛ-8 – МКЛ-14 предусмотрено изготовление дополнительно для каждого типа канала лоткового перекрытия с отверстием (только для обычного лоткового перекрытия); лоткового днища с отверстием для устройства приямка, лоткового днища с опорными подушками. Лотковые перекрытия, предназначенные для устройства смотровых люков, имеют круглое отверстие диметром 700 мм.
Лотковые днища, служащие для устройства приямков, имеют прямоугольные отверстия в плане. Лотковые днища с опорными подушками для теплопроводов отличаются от основных лотковых днищ наличием выступов с закладными деталями для устройства подвижных опор.
Железобетонные лотки альбома СК 3301-86 изготавливаются из бетона классом В22,5 по прочности на сжатие. Класс бетона по морозостойкости F50.
Армирование принято сетками с применением арматурной стали классов А-I и А-III по ГОСТ 5781-82. Соединение стержней в сетках должно осуществляться во всех пересечениях контактной точечной сваркой. Нижнюю сетку необходимо укладывать в форму на специальные бетонные или пластмассовые подкладки - фиксаторы, толщина которых соответствует толщине защитного слоя бетона. Все детали армирования и закладные изделия дополнительно проходят антикоррозийную обработку.
Для наиболее точного погружения свай в дорожном строительстве, используется вдавливание свай сваевдавливающей установкой. При таком способе легко достигать точной проектной глубины погружения.